Дар Орла (мой путевой очерк)

Видео, книги, журналы, научные статьи, (по тематике форума), наше творчество
Аватара пользователя
Андрей
Архитектор
Сообщения: 7356
Зарегистрирован: 06 май 2015, 14:10
Откуда: Чехов
Благодарил (а): 522 раза
Поблагодарили: 462 раза

Дар Орла (мой путевой очерк)

Сообщение Андрей »

PART I

Я расскажу о том, что интересного случилось с нами в августе (похоже, это было в 2000 году). Мы с Ильей, устав от шатаний по Чехову и бесплодных философских разговоров решили куда-нибудь сгонять. Меня всегда манили поезда и железная дорога. Тогда я напомнил ему, что периодически здесь проносится бело-голубой экспресс с гордой надписью "ОРЕЛ". Проблема была лишь в том, что летит он как бешеный и естественно нигде поблизости не останавливается. После недолгих раздумий было принято решение добраться на электричке до Тулы. "Там наверняка сядем на экспресс и с комфортом прибудем в Орел", - предполагали мы. (кстати это город, а не птица) Знакомые советовали для первого раза погулять в Туле, тем более, что мы и там никогда не бывали, но в голове засело желание попасть в Орел, и никаких возражений мы и слушать не хотели. Кто-то пустил слух, что "Орел – задрипанный городишко", это также не подействовало. Мы изучили краткие сведения, что нашли в энциклопедии по этому городу и начали паковать рюкзаки (шутка). В этот знаменательный день я встал очень рано, выглянул в окно. "О, черт, погода сегодня не располагает к путешествиям", - было моей первой мыслью. За окном лил дождь, все небо было затянуто тучами. Но когда решение принято, обстоятельства уже не в счет. Надев свою кожаную кепку, не раз выручавшую меня в подобных ситуациях, я пошел на станцию. В тульскую электричку мы сели в 8.30 утра, день только начинался. Здесь следует сказать, что я несомненно осознавал: путешествие влетит в копеечку. (тогда я ещё не работал, а учился в институте). Один только экспресс чего стоит. Но немного за лето я успел подкопить, отказавшись от ежедневных покупок мороженого (шутка). Компенсировать расходы хотя бы частично я надеялся, купив в Орле килограмм 10-15 моркови и рассчитывая что там она раза в два дешевле. Пока же мы ехали в Тулу и внимательно следили за передвижениями лиц, похожих на контролеров. Дождь и не думал прекращаться. До Тулы добрались без приключений, один только раз толпа зайцев пробежала в хвост электрички. Мы не поддались всеобщей панике и правильно сделали. Приехали мы в Тулу примерно в 10.45. Устав сидеть на одном месте с большой радостью выскочили из вагона и начали осматриваться вокруг. "Ничего интересного", - пришлось констатировать. Платформа, вокруг непролазные кусты, двухэтажные здания невдалеке. Народ направлялся в сторону вокзала. Там нас ждало сразу несколько разочарований. Во-первых, мы узнали, что никакой экспресс здесь не останавливается. Во-вторых, другими средствами попасть в Орел можно разве что к вечеру, а я вечером должен быть уже в Чехове. Единственная электричка Тула-Скуратово-Орел отправлялась в 16 часов, билет стоил 44 рубля. "Автобусы", – мелькнула последняя мысль. Но мужчина объяснил нам, что автовокзал расположен на другом конце города, а автобусы в Орел ходят реже чем электрички (и дороже, надо заметить). Мы бесцельно брели вдоль вокзала, когда мой взгляд упал на поезд "Москва-Симферополь". Он только что прибыл, делая здесь короткую остановку. Мы смотрели на него как на вожделенный, но увы недостижимый объект. Но тут высунулся проводник, и какая-то женщина попросила подбросить ее в Орел. Хотя они и не сошлись в цене, наши глаза засветились надеждой. Я твердо решил: 50 рублей - максимум, что я могу себе позволить. Проводник запросил с нас по 70, но я сторговался до пятидесяти. И вот мы с Ильей вдвоем сидим в уютном купе, его дверь закрыта на замок, поезд плавно набирает ход, и самое главное – через пару часов окунемся в чудесную атмосферу города Орел (так мне казалось в тот момент). Не передать мою радость и приятные мысли, переполнявшие до краев. Нам не просто повезло, мы выхватили 1 шанс из 10, сев в этот поезд. И чудо, то ли наши мысли повлияли на погоду, то ли поезд покидал границы циклона, но в окно стало пробиваться жаркое летнее солнце, а тучи рассеялись в течении десяти минут. Я не отрываясь смотрел в окно на лесистые бескрайние холмы среднерусской возвышенности, непривычный для меня пейзаж. Илюха тем временем раздобыл подушку и окунулся в сон. Через 2 с половиной часа стук в дверь вернул нас к реальности. В тот момент мы согласились бы ехать хоть до Симферополя, благо в этом вагоне было занято всего 2 купе. Вот он долгожданный момент, мы сходим с поезда в городе Орел, погода великолепная, жарко, на небе ни облачка, но самое удивительное ждало нас впереди. В какой степени нас разочаровала Тула, настолько потрясающим оказался Орел. Первое, что мы увидели – море цветов, растущих на огромных вокзальных клумбах. Таких красивых цветов я не видел нигде в Московской области. Изумительная чистота вокруг. Отдельное слово – сам вокзал. Его можно было бы отнести к памятнику архитектуры – настолько оригинально он выглядел. В то же время он смотрелся как новый. Это был огромный вокзал, размерами не меньше Курского. Второе удивление – все было сделано по последнему слову техники. Электронные табло, компьютерные справочники, в зале ожидания работал телевизор, автоматы по продаже газированной воды – такого я не встречал даже в Москве. И везде цветы и идеальная чистота – в общем все это надо видеть, чтобы оценить. Третье удивление – в Орле живут добрые, вежливые, открытые, культурные люди. Вот эта перемена была настолько разительной, что нас не покидало ощущение, будто мы выбрались по меньшей мере в другую страну. Не переставая удивляться мы шли по подземным помещениям вокзала, глазея по сторонам. Приятный женский голос постоянно объявлял о прибытии какого-нибудь нового поезда. Оказалось что Орел – центр, стоящий на пересечении многих ж/д магистралей. Здесь останавливались не только московские, но даже питерские поезда. Первым делом мы попытались выяснить, где обитает знакомый нам экспресс. Это было непросто. Везде были какие угодно кассы, только не "московские". И тут в душу закралась тревога, краем уха я услышал как женщина в буквальном смысле слова не может выбраться отсюда в Москву. Ей предлагали билеты только на завтрашние поезда. В довершение всего мы узнали, что экспресс ходит один раз в день, отправляется в 7 утра и билеты на него давно распроданы. Вот тут меня охватил настоящий ужас, я понял, что не быть мне в Чехове в ближайшие сутки. Как ни прекрасен оказался Орел, во мне кипели досада, злость, и тому подобные чувства. В кармане были деньги на билет назад и на морковь, но не было на еду и гостиницу.

PART II

С боем удалось вырвать билеты на 8 утра в Москву на какой-то переполненный поезд. К счастью, здесь инициативу взял на себя Илья. Сказав, что нет худа без добра, предложил с пользой потратить появившуюся уйму времени. Я поплелся за ним в магазин, как сторонний наблюдатель. Он купил еды, порадовавшись дешевизне продуктов в магазине. Я не разделял его настроений и думал о том, что только одно принесет мне облегчение – если я куплю дешевую морковь. Карту города раздобыть не удалось, пришлось обращаться за помощью к людям. Нам объяснили как доехать до рынка на трамвае. В трамвае Илья случайно обмолвился что мы приезжие и едем на рынок. Кондуктор, а за ним все пассажиры наперебой начали советовать как лучше туда добраться. Я не знал что и думать. Тем временем мы подъехали к мосту. "Это наша гордость – река Ока, можете посмотреть", - сказала женщина. "Получше тебя знаю Оку", - подумал я про себя. Мы вышли из трамвая, пересекли мост и попали на центральный рынок. С морковью мне повезло: всего лишь в одном месте я нашел ее по очень дешевой цене и решил сразу же купить, чтобы не разобрали. Я пожалел об этом намного позже когда усталые, мы плелись по городу на телефон/телеграф, чтобы позвонить домой. Моя проблема была в том, что я тащил 10 кг моркови, а рука давно одеревенела и не слушалась меня (хорошо, что не купил 15). Мы разошлись во мнениях – я хотел позвонить домой, чтобы развеять тревогу, Илья же хотел отбить телеграмму просто ради прикола: типа я вернусь, а телеграмма все идти будет. В итоге он не послал, потому что не знал что написать, а я не позвонил, потому что финансы подвели и мы потащились обратно. Я опускаю подробности некоторых наших развлечений: катались на лодке по Оке, любовались косулями, гуляющими в парке, восхищались архитектурой и т.п. Все это время меня не покидало чувство, что это самый красивый город, который я видел. Вокзал был великолепен, но и город ничуть ему не уступал. Оригинальные дома, клумбы, чистота, мостовые выложенные плиткой, идеальное состояние асфальтовых дорог, чистый воздух, отсутствие автомобилей, торговых палаток, толпы и суеты, казалось дружелюбная аура этого города поглотила нас. Но постепенно начала сказываться усталость. Надвигался вечер. Илья подумал, что не выдержит нервного напряжения, если не купит побольше пива. Он пытался уговорить меня присоединиться, но мои финансы, точнее их отсутствие, убеждали в обратном. К тому же я не смог найти ни одного пьяного человека, гуляющая молодежь ничего не пила. В итоге каждый остался при своем мнении, Илья купил 3 бутылки Балтики№9, я безучастно сопровождал его. Он долго раздумывал где положено пить пиво, но так и не врубился, пока не переговорил с местным парнем. Тот обучил его правилам поведения в культурном обществе. Затем мы добрели до ближайшего сквера, рухнули на скамейку, впервые я получил возможность немного расслабиться. Поблизости находилась закусочная под открытым небом, на веранде стояли столики, оттуда доносилась музыка. Не помню, сколько я находился в состоянии нирваны, но потом внезапно ощутил желание двигаться в сторону закусочной. Мгновением позже осознал причину: кто-то врубил пресловутый "Freestyler" («BOMFUNK MC’s – Freestyler» – популярная в то время композиция).Я быстро растолкал Илью, мы побрели на звук. За столиками царили смех и веселье и мы сразу решили, что проведем здесь остаток вечера. Среди посетителей была только молодежь лет 20-25, преобладали парочки и компании. Естественно Илья достал пиво, естественно я был голоден, мы расположились за отдельным столиком и тут такое началось…
В ход пошло пиво, чипсы, еще пиво, шашлыки, опять пиво и т.д и т.п. Здесь я истратил последние остатки своих сбережений, но мне уже нечего было волноваться: билет лежал в кармане, морковь в сумке под ногами, а мыслями я был уже в пути домой. Мы непринужденно беседовали, общались с местными ребятами и всячески хвалили их город (между прочим, совершенно заслуженно). У нас появилось обоюдное желание приехать в Орел следующим летом и даже сделать это традицией, как и праздник МК (Регулярные поездки на праздник газеты «Московский Комсомолец» в Москву). Пока шли разговоры, я налегал в основном на еду, а Илья на пиво, поэтому часам к 12 ночи наши состояния мягко скажем немного различались. Я желал побыстрее добраться до вокзала и попасть в уютный зал ожиданий, он искал приключений на свою голову. Пока я сидел за столиком, он успел куда-то смотаться, выступить на сцене с приветственной речью от имени гостей из Чехова (то есть нас). Успех был оглушительный, о чем он мне долго и упорно рассказывал по дороге на вокзал. Ночью город преобразился. Зажглись неоновые вывески, галогеновые лампы источали ослепительно яркий свет. К моему удивлению трамваи еще ходили, о чем нам поведали два парня, очень обрадовавшиеся встрече с нами. Короче все шло как по маслу, пока мы не добрались до вокзала. В вокзальном буфете Илюха потерял над собой контроль. Он привлекал внимание окружающих глубокомысленными изречениями вперемешку с грязными ругательствами. Обстановка накалялась. Я пытался его вразумить, но он был безнадежен. Сказав, что намерен прекратить эту комедию, пока она не вылилась в фарс, я ушел. Это был хитрый маневр: я просто хотел немного прогуляться, оставив его наедине со своими мыслями, в надежде, что лишившись собеседника он успокоится. Или на худой конец кому-нибудь придется его успокоить. Возвращаясь, я ожидал всего: разбитых столиков, драку, ментов. К моему удивлению через пять минут в буфете было тихо, более того Илюха куда-то исчез, оставив недоеденную курицу. "Ну вот и расстались. Если лучший друг подвел меня таким образом, то ехать в Орел следующим летом просто бессмысленно, да и не с кем", - мысли примерно такого содержания крутились в моей голове. На душе было мерзко и пакостно. Я не смог придумать ничего лучше, чем поискать его в зале ожиданий. Бродя между валяющмися и сидящими вповалку телами я проклинал и Орел и Илюху впридачу. Перспектива провести здесь ночь, не радовала совершенно, к тому же тяжеленная сумка постоянно напоминала о себе, вынуждая прекратить поиски. С трудом найдя свободное кресло, я расположился на нем поудобнее и взглянул на часы. "О, черт, всего лишь 1.30 ночи", - время тянулось ужасно медленно. Голос, объявлявший прибытие поездов, обещал какую-то призрачную надежду. Они один за одним делали остановки, отправлялись дальше, а я недоумевал, почему до самого утра вынужден торчать здесь. Сейчас больше всего на свете я хотел бы оказаться в купе вагона, идущего в сторону дома. Я понимал что эту ночь все равно пришлось бы провести где-то в незнакомом месте, будь это тульский, курский или другой вокзал, но в уме все равно рисовалась картина как я сажусь на ночной поезд, с комфортом засыпаю в купе, прибываю лишь под утро в Москву и сразу же бегу на чеховскую электричку. Сейчас же жесткое вокзальное кресло совсем не давало расслабиться, сумка под ногами вынуждала не терять бдительности. После часа такого сидения, я устал еще больше. Я нашел себе хоть какое-то занятие: каждый объявленный поезд на Москву встречал с молчаливой радостью, из Москвы – ненавидел, т.к именно благодаря им я очутился в этой дыре. Левые поезда типа "Питер-Адлер" вообще отрицательно воздействовали на мою нервную систему, вызывая приступы агорафобии. Короче эта бессонная ночь была пожалуй худшей в моей жизни. Едва забрезжил рассвет я покинул вокзал, чтобы глотнуть свежего воздуха и привести мысли в порядок. Я долго стоял на холодном ветру, больше ничего не оставалось делать. Убив еще около часа, вспомнил, что скоро должен отправляться тот самый экспресс, который был виновником всех моих злоключений. И точно, издалека приближался какой-то поезд. Остановился он на другом конце вокзала. Я побежал туда. Да, не удалось раздобыть билет на него, но я чувствовал себя так, будто для меня еще остался шанс. А пока надо изучить подходы и составить план. Вокзальные скамейки были пусты. Я сел в непосредственной близости от вагонов и стал вести наблюдение. Через несколько минут потянулись первые пассажиры, счастливые обладатели билетов. Они были неторопливы и уверены в себе. Ну как можно было не позавидовать этим людям? Через 4 с половиной часа они будут в Москве, а мое будущее не возьмется предсказать ни один оракул. Прошло еще немного времени. До отправки экспресса оставались считанные секунды, заработали электродвигатели. Опаздывающие пассажиры потеряли всякую солидность и бежали к нему с перекошенными лицами. Я подумал, что часть из них все равно не успеет и злорадно потирал руки. Ведь кто-то из этих ослов виноват в том, что мне не досталось билета. Но к моему великому разочарованию поезд и не думал отправляться, пока не забрал на борт всех кого только можно. Оркестр (из вокзальных динамиков) грянул "Прощание славянки" и экспресс медленно тронулся в путь как и подобает раритету (такие экспрессы впервые появились именно на Курской ж/д и это было совсем недавно). Я успокоился и взглянул на часы. В конце концов, мне оставалось ждать всего лишь полтора часа. Народ все прибывал, и скоро на скамейках не осталось свободных мест. Солнце ощутимо согревало своими лучами, и мной овладело приятное настроение. Я не собирался никому уступать это место, и не было силы, которая заставила бы меня пошевелиться. Но тут в поле зрения показался Илюха. Его взгляд был отсутствующим и меня он не замечал. Я не знал, что у него на душе и решил подождать и понаблюдать. Он пошел мимо моей скамейки, наши взгляды встретились, и он как ни в чем ни бывало примостился рядом, когда я подвинулся. Мне вспомнились его последние слова, что-то типа: "Тогда ты меня больше не увидишь". Все это было вчера. Теперь же не оставалось причин сердиться друг на друга. Мы стали ожидать наш поезд. Илюха не знал, по какому пути он пойдет. Я же не зря же заглянул в вокзальный компьютер вчерашней ночью и постоянно повторял про себя: "Днепропетровск-Москва, четвертый путь". Слушая рассказ Ильи о его ночных похождениях, уловил конец сообщения по станции: "…отменяется." Итак, что-то где-то отменялось. Тем временем подошедший на 2-й путь поезд Адлер-Москва перекрыл нам обзор. Он точно не был нашим поездом, судя не только по названию, но и по тому, когда и куда он прибыл. Но время подходило к заветной для нас черте - 8:34. Я ощущал смутное беспокойство, вслушиваясь в каждое объявление. Передали, что скоро отправляется поезд Симферополь-Москва. Я знал, что он прибыл несколько минут назад, но не видел куда, и почему-то подумал, что поездов развелось как собак нерезаных. Илюха же все понял и вскочил с криком: "Погнали!". Я только после этого допер, что единственный подходящий нам поезд стоит именно на 4-м пути, а время его отправления совпадает с указанным в наших билетах. Мы сломя голову пытались обогнуть адлеровский поезд, чтобы успеть к нужному пути (я не мог бросить свою морковь, поэтому совершал почти что подвиг). Как назло из динамиков послышалось: "Время стоянки поезда Симферополь-Москва сокращено." Не знаю почему, но эти два дня судьба играла нами с особым цинизмом. Выручило нас то, что в одном из тамбуров поезда Адлер-Москва были открыты обе двери, и мы промчались сквозь них. Все остальные события, как мы еле разместились в переполненном вагоне, как добирались до дома падая от усталости уже не вызывали никаких эмоций. Была только опустошенность. Вернувшись домой я сразу завалился спать и проспал очень-очень-очень долго.