Лекция МГУ к.п.н. И. Журавлева которая раскрывает суть психического состояния в котором находятся так называемые эзотерики, маги, колдуны и т.д. В том числе религиозные люди.
Генезис магического мышления:
https://youtu.be/drQrvFJI44U?t=643
Магическое мышление
Re: Магическое мышление
Маги́ческое мышле́ние — убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей
У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.
— З. Фрейд. «Тотем и табу»
В религии
В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу» (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма, религии и народных суеверий, а также, возможно, искусства. Отправление определённого ритуала (жертвоприношения, молитвы) или соблюдение табу, по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия — на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:
В некоторых частях Явы, когда приближается время цветения риса, крестьянин и крестьянка отправляются ночью в поля, чтобы побудить рис к плодородию примером, который они ему подают. <…> Если охотник-гиляк преследует в лесу дичь, то его детям, оставшимся дома, запрещено делать чертежи на дереве или на песке. В противном случае следы в густом лесу могут так же спутаться, как линии рисунка, и таким образом охотник не найдет дороги домой.
— З. Фрейд. «Тотем и табу»
По мнению антрополога Бронислава Малиновского, люди с магическим мышлением обычно имеют низкий образовательный уровень и не желают разобраться в природе вещей и систематизировать имеющиеся знания и представления. При этом в человеческой жизни, в том числе в общественной, очень много иррационального. По его мнению, потребность в мистике возникает, когда у людей низкая самооценка. Так, в мистические силы не верят те, у кого рациональное логическое мышление, кто не боится неуспеха. В то же время, связь магического мышления с религиозностью не вполне однозначна. Образованные верующие люди не склонны верить в магию. С другой стороны, необразованные люди, не принадлежащие к какой-либо религии, могут быть весьма суеверными. Более того, для них религия и магия лежат в одной плоскости.
В своей книге Аргонавты западной части Тихого океана Бронислав Малиновский писал:
...Если мы вспомним, что и здесь, как и во всех других верованиях в чудесное и сверхъестественное, существует лазейка для противодействующих сил, а черная магия, будучи неправильно или неэффективно выполненной, разрушается из-за нарушения табу, неправильно произнесенных заклятий или по еще каким-либо причинам, и что, с другой стороны, внушение сильно влияет на жертву и ослабляет ее естественное сопротивление, что, кроме того, все болезни неизменно приписываются тому или иному магу, который, правда это или нет, зачастую открыто признает свою ответственность ради укрепления своей репутации, — то, приняв все это во внимание, мы без труда поймем, почему вера в черную магию процветает, почему никакая эмпирическая очевидность не может ее подорвать, и почему колдун верит в собственные силы не меньше, чем его жертва. По крайней мере трудность понимания этого такова, как и при объяснении многих современных примеров результатов от, например, чудес исцелений верой (при помощи сайентологии или в Лурде), или при любом излечении с помощью молитв и благочестия.
В психиатрии
Ещё Фрейд отмечал сходство подобной переоценки силы желаний и мыслей с наблюдаемой у детей, а также при психических расстройствах, например, у невротиков, которые старательно избегают определённых мыслей, опасаясь, что они приведут к неблагоприятным последствиям в реальности вроде болезни, смерти и т. п. («как бы не сглазить»). Фрейд приводит пример женщины, которая втайне от себя желает смерти мужа, но подсознательно вытесняет эти желания. По ассоциации эти вытесненные мысли окрашивают смежные. Однажды женщина требует, чтобы муж выбросил отточенную в лавке цирюльника бритву так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с её мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк, какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой… было, разумеется, её противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что её муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.
— З. Фрейд. «Тотем и табу»
В психиатрии магическое мышление считается нормальным у детей до 3—5 лет и представителей примитивных культур. Магическое мышление часто встречается при расстройствах шизофренического спектра. В частности, в Международной классификации болезней 10-пересмотра (МКБ-10) и в американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 5-го издания (DSM-5), магическое мышление указано как один из симптомов шизотипического расстройства.
Современная психиатрия относит проявления магического мышления к расстройствам адаптации, а когда человек начинает посещать колдунов, экстрасенсов или астрологов, строя жизнь по их рекомендациям, либо становится членом секты, либо погружается в мир эзотерических учений, оно классифицируется как «магифренический синдром».
В эстетике
О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики. Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (фр. Je sais bien, mais quand même…).
У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.
— З. Фрейд. «Тотем и табу»
В религии
В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу» (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма, религии и народных суеверий, а также, возможно, искусства. Отправление определённого ритуала (жертвоприношения, молитвы) или соблюдение табу, по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия — на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:
В некоторых частях Явы, когда приближается время цветения риса, крестьянин и крестьянка отправляются ночью в поля, чтобы побудить рис к плодородию примером, который они ему подают. <…> Если охотник-гиляк преследует в лесу дичь, то его детям, оставшимся дома, запрещено делать чертежи на дереве или на песке. В противном случае следы в густом лесу могут так же спутаться, как линии рисунка, и таким образом охотник не найдет дороги домой.
— З. Фрейд. «Тотем и табу»
По мнению антрополога Бронислава Малиновского, люди с магическим мышлением обычно имеют низкий образовательный уровень и не желают разобраться в природе вещей и систематизировать имеющиеся знания и представления. При этом в человеческой жизни, в том числе в общественной, очень много иррационального. По его мнению, потребность в мистике возникает, когда у людей низкая самооценка. Так, в мистические силы не верят те, у кого рациональное логическое мышление, кто не боится неуспеха. В то же время, связь магического мышления с религиозностью не вполне однозначна. Образованные верующие люди не склонны верить в магию. С другой стороны, необразованные люди, не принадлежащие к какой-либо религии, могут быть весьма суеверными. Более того, для них религия и магия лежат в одной плоскости.
В своей книге Аргонавты западной части Тихого океана Бронислав Малиновский писал:
...Если мы вспомним, что и здесь, как и во всех других верованиях в чудесное и сверхъестественное, существует лазейка для противодействующих сил, а черная магия, будучи неправильно или неэффективно выполненной, разрушается из-за нарушения табу, неправильно произнесенных заклятий или по еще каким-либо причинам, и что, с другой стороны, внушение сильно влияет на жертву и ослабляет ее естественное сопротивление, что, кроме того, все болезни неизменно приписываются тому или иному магу, который, правда это или нет, зачастую открыто признает свою ответственность ради укрепления своей репутации, — то, приняв все это во внимание, мы без труда поймем, почему вера в черную магию процветает, почему никакая эмпирическая очевидность не может ее подорвать, и почему колдун верит в собственные силы не меньше, чем его жертва. По крайней мере трудность понимания этого такова, как и при объяснении многих современных примеров результатов от, например, чудес исцелений верой (при помощи сайентологии или в Лурде), или при любом излечении с помощью молитв и благочестия.
В психиатрии
Ещё Фрейд отмечал сходство подобной переоценки силы желаний и мыслей с наблюдаемой у детей, а также при психических расстройствах, например, у невротиков, которые старательно избегают определённых мыслей, опасаясь, что они приведут к неблагоприятным последствиям в реальности вроде болезни, смерти и т. п. («как бы не сглазить»). Фрейд приводит пример женщины, которая втайне от себя желает смерти мужа, но подсознательно вытесняет эти желания. По ассоциации эти вытесненные мысли окрашивают смежные. Однажды женщина требует, чтобы муж выбросил отточенную в лавке цирюльника бритву так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с её мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк, какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой… было, разумеется, её противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что её муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.
— З. Фрейд. «Тотем и табу»
В психиатрии магическое мышление считается нормальным у детей до 3—5 лет и представителей примитивных культур. Магическое мышление часто встречается при расстройствах шизофренического спектра. В частности, в Международной классификации болезней 10-пересмотра (МКБ-10) и в американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 5-го издания (DSM-5), магическое мышление указано как один из симптомов шизотипического расстройства.
Современная психиатрия относит проявления магического мышления к расстройствам адаптации, а когда человек начинает посещать колдунов, экстрасенсов или астрологов, строя жизнь по их рекомендациям, либо становится членом секты, либо погружается в мир эзотерических учений, оно классифицируется как «магифренический синдром».
В эстетике
О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики. Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (фр. Je sais bien, mais quand même…).
Re: Магическое мышление
МАГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ. МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. ВИДЫ И ТИПЫ МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Магическое мышление может занимать как незначительную, так и большую часть характера человека, которому присущ «всемогущий контроль». На каких убеждениях может строиться магическое мышление? Вера во всеобщую связанность и обусловленность. Самый яркий пример такого убеждения – карма. Почему некоторые люди рьяно верят в то, что к ним «прилетело что-то плохое» из-за их действий? Все дело в том, что человек не может смириться с неопровержимым фактом – плохое может произойти просто так. Именно поэтому они обязательно пытаются найти причинно-следственные связи, а если в физическом мире ничего не видно, они приплетают что-то выдуманное и невидимое («Из-за того, что кто-то посчитал/просчитал, ко мне «прилетели» эти неприятности! Просто так ничего не происходит! К тому же – я обязательно должен контролировать этот мир, в противном случае я не буду знать, как себя вести, чтобы избежать подобных ситуаций. Как же хочется не сталкиваться с подобными проблемами!»). Человека преследует тотальная попытка контролировать все, а еще в его жизнь постоянно «вмешиваются» сверх силы, которые он не видит, да и вообще неизвестно, есть ли они… Вера в объективность субъективного мира.
Яркий пример – люди, страдающие анорексией (глядя на себя в зеркало, они видят себя «полными», но сами как спички). Условно говоря – если я увидел инопланетянина, я искренне в это верю, буду убеждать в этом окружающих, отстаивая тот факт, что инопланетяне действительно существуют («Это вы ничего не понимаете! Инопланетяне действительно существуют!»). Человеку намного проще поверить в то, что он будто видел, а не в проявление у себя психоза. Именно поэтому психоз такой опасный – я что-то увидела, верю в это, буду и дальше верить, ведь мне хочется и дальше контролировать себя («Я не могу поверить, что контроль над собой потерян!»). Вера в то, что наши мысли материальны и способны «управлять» миром.
Другими словами – я сейчас подумаю, применю технику визуализации, нарисую картинки и облеплю ими все стены в квартире, и у меня обязательно появится пентхаус в центре Нью-Йорка или Майями, да и вообще моя жизнь превратится в волшебную сказку. Самый крайний вариант проявления такого магического мышления – кукла Вуду (подразумевая под игрушкой плохого человека, ее прокалывают иглами, искренне веря, что на этого человека обрушится несчастье). Удивительно, но люди всегда находят подтверждение своих действий. Рано или поздно у человека происходит несчастье, ведь не может же всегда все быть гладко и безоблачно. Однако в глазах истинного ценителя магического мышления неприятности всегда связаны с его верой в магию («О, сработало!»).
Еще один пример – в военные времена принято было указывать свою фамилию и имя в строго отведенных местах, в противном случае – с человеком обязательно что-то произойдет! Выжившие солдаты всегда пытались объяснить несчастные случаи этим стереотипом, но не стоит забывать, что для многих, не использовавших «магический принцип», это не работало. Вера в наличие тайных знаний – кто-то знает точно, только я не знаю! В целом, все знания, которые вам еще не известны, тайные. Рано или поздно вы почерпнете какие-то знания, которые раньше вы не знали. Однако самое интересное в том, что люди искренне верят – есть «чудодейственный маг-спаситель».
Зачастую, попав на психотерапию, люди горят надеждой, что психолог скажет им определенную фразу и тем самым сильно изменит их жизнь, страдания исчезнут из души, а жизнь станет сказкой, как в детстве (условно – расцветут сады, выйдет солнышко, и все снова будет прекрасно). С чем связаны все эти убеждения? Люди, которым свойственно подобное магическое мышление, проявляют некоторую инфантильность и сбрасывают ответственность, продолжая верить, что есть великая «Мама», которая появится в их жизни и все сделает. Почему мама? В сознании каждого и нас отложилось, что мама действительно обладала тайными знаниями – стоило ей сказать слово или поцеловать, и боль в коленке всегда уходила. Аналогично с матерью работал принцип – только я чего-то захочу, она сразу все сделает (здесь подразумевается материнская функция, когда мать по поведению, лицу, глазам, времени определяет, что хочет ее ребенок). Однако малыш воспринимает все несколько иначе – «Вау! Мама угадала, что мне пора кушать!». Многие люди не помнят ощущение, что мама всегда знает, что нужно делать, холодно или жарко ребенку. Как она узнавала все это? Не понятно! Вероятно, наши мысли передаются в космос, и поэтому она делает вот так. Итак, корни магического мышления скрываются в раннем детстве (от года, иногда даже с момента рождения). Это сильный контроль, который испытывает на себе малыш в период младенчества. Стоит ему только пошевелиться, как окружающий мир тепло отзывается в ответ – мама уже взяла на руки и кормит. Стоит заплакать – все сделали так, как он хотел. До 3-5 лет мир крутится вокруг ребенка, а затем потихоньку наступает период фрустрации – мне не купят все, что я хочу иметь; не каждую конфетку можно скушать; не всегда можно делать то, что хочется. Непосредственно магическое мышление закрепляется у ребенка в том случае, если его окружала гиперопека (малыш даже не успевает ничего сказать о своем желании, как материнская фигура уже его воплощает). Если же мать делала быстрее, чем у ребенка появлялось само желание, у него соответственно формировалось магическое мышление и отсутствие ответственности. Такие люди не совсем ясно понимают, чего именно они хотят, и даже в терапии их мысли звучат неясно и спутанно, а запрос зачастую сложно сформулировать. Эта проблема напрямую связана с детскими переживаниями, когда малыш еще не понял, что именно он хочет скушать, а его уже закормили настолько (овощи, фрукты, каши, борщи, супы и пр.), поставив на стол всевозможные блюда, что он соответственно не поймет своих желаний и не сможет сформулировать запрос («Я хочу именно вот это!»).
Еще один пример – «Я хочу, чтобы перестало быть больно!». Зачастую в этом случае человек постоянно «кружит» вокруг каких-то событий, переживаний и людей, но не может прямо сказать, что произошло и почему ему больно. Запрос нечеткий и нелогичный – «Я хочу, чтобы мне не говори так!». Психологически здоровый человек периодически может опираться на веру. Да и в целом, именно вера во что-то высшее и мистическое иногда помогает нам двигаться дальше. Но здесь важно не столько верить в кару и наказание, сколько в возможную помощь высших сил. Для чего человеку нужно магическое мышление? Так нам легче пережить тревогу, адаптироваться, справиться со стрессом. Чем более стрессовая ситуация, чем сильнее чувства (особенно горе), тем чаще человек начинает обращаться к Богу. Почему? Каждому из нас в определенный момент жизни нужно за что-то (хотя бы ментально) схватиться и держаться, знать, что мы не проваливаемся в бездну отчаяния и небытия. Чем отличается здоровая психика с магическим мышлением от пограничной и нездоровой? Человек со здоровой психикой понимает, что он несет ответственность за все происходящее в его жизни. Несомненно, он не смог бы предотвратить катастрофу или травму (хотя люди с невротическим типом все же начинают брать на себя вину – можно было и не появляться вот в том месте и в то время). Как можно знать заранее, что будет лучше? Иногда происходит то, что происходит, и здесь нужно четко понимать свою зону ответственности – что можно было проконтролировать и сделать? Только в таком случае можно планировать какое-то свое будущее. Итак, если я чего-то хочу, для начала нужно понять свои желания, сформулировать их, а затем запланировать и планомерно двигаться к их реализации. Это не означает, что здоровый человек не может нарисовать карту желаний или визуализировать, облепив картинками все стены в квартире. Человек, которому свойственно патологическое магическое мышление, на этом и остановится, а психически здоровый человек будет стремиться к пониманию, в каком направлении он движется, для него подобные методики – это дополнительная самоактуализация, помощь в реализации внутренних возможностей и потенциала (чтобы заставить себя подняться и мотивировать двигаться дальше). Движение – это самое важное для этого человека (визуализацию он мог и не сделать, но двигаться будет). Довольно часто у многих (в том числе и у здоровых людей) в особо тревожные периоды жизни может возникнуть впечатление, что их пугающие и страшные мысли действительно влияют на жизненные процессы (все, теперь это точно сбудется!). Однако стоит помнить, что это исключительно вопрос вашей тревоги – усиливаясь внутри сознания, она пугает, подпитывается внешними страхами. Страшная фантазия подобна лавине или снежному кому, однако не обязательно страхи оправдаются! Мысли нельзя сравнить с поступками, поставив на один уровень! Наоборот, только поступки приведут вас к желаемому результату. Речь идет только о том, к чему именно вы стремитесь. Вопрос здесь стоит немного иначе. То, что нас пугает, нас и притягивает – и мы пойдет туда, где что-то произойдет!
Магическое мышление может занимать как незначительную, так и большую часть характера человека, которому присущ «всемогущий контроль». На каких убеждениях может строиться магическое мышление? Вера во всеобщую связанность и обусловленность. Самый яркий пример такого убеждения – карма. Почему некоторые люди рьяно верят в то, что к ним «прилетело что-то плохое» из-за их действий? Все дело в том, что человек не может смириться с неопровержимым фактом – плохое может произойти просто так. Именно поэтому они обязательно пытаются найти причинно-следственные связи, а если в физическом мире ничего не видно, они приплетают что-то выдуманное и невидимое («Из-за того, что кто-то посчитал/просчитал, ко мне «прилетели» эти неприятности! Просто так ничего не происходит! К тому же – я обязательно должен контролировать этот мир, в противном случае я не буду знать, как себя вести, чтобы избежать подобных ситуаций. Как же хочется не сталкиваться с подобными проблемами!»). Человека преследует тотальная попытка контролировать все, а еще в его жизнь постоянно «вмешиваются» сверх силы, которые он не видит, да и вообще неизвестно, есть ли они… Вера в объективность субъективного мира.
Яркий пример – люди, страдающие анорексией (глядя на себя в зеркало, они видят себя «полными», но сами как спички). Условно говоря – если я увидел инопланетянина, я искренне в это верю, буду убеждать в этом окружающих, отстаивая тот факт, что инопланетяне действительно существуют («Это вы ничего не понимаете! Инопланетяне действительно существуют!»). Человеку намного проще поверить в то, что он будто видел, а не в проявление у себя психоза. Именно поэтому психоз такой опасный – я что-то увидела, верю в это, буду и дальше верить, ведь мне хочется и дальше контролировать себя («Я не могу поверить, что контроль над собой потерян!»). Вера в то, что наши мысли материальны и способны «управлять» миром.
Другими словами – я сейчас подумаю, применю технику визуализации, нарисую картинки и облеплю ими все стены в квартире, и у меня обязательно появится пентхаус в центре Нью-Йорка или Майями, да и вообще моя жизнь превратится в волшебную сказку. Самый крайний вариант проявления такого магического мышления – кукла Вуду (подразумевая под игрушкой плохого человека, ее прокалывают иглами, искренне веря, что на этого человека обрушится несчастье). Удивительно, но люди всегда находят подтверждение своих действий. Рано или поздно у человека происходит несчастье, ведь не может же всегда все быть гладко и безоблачно. Однако в глазах истинного ценителя магического мышления неприятности всегда связаны с его верой в магию («О, сработало!»).
Еще один пример – в военные времена принято было указывать свою фамилию и имя в строго отведенных местах, в противном случае – с человеком обязательно что-то произойдет! Выжившие солдаты всегда пытались объяснить несчастные случаи этим стереотипом, но не стоит забывать, что для многих, не использовавших «магический принцип», это не работало. Вера в наличие тайных знаний – кто-то знает точно, только я не знаю! В целом, все знания, которые вам еще не известны, тайные. Рано или поздно вы почерпнете какие-то знания, которые раньше вы не знали. Однако самое интересное в том, что люди искренне верят – есть «чудодейственный маг-спаситель».
Зачастую, попав на психотерапию, люди горят надеждой, что психолог скажет им определенную фразу и тем самым сильно изменит их жизнь, страдания исчезнут из души, а жизнь станет сказкой, как в детстве (условно – расцветут сады, выйдет солнышко, и все снова будет прекрасно). С чем связаны все эти убеждения? Люди, которым свойственно подобное магическое мышление, проявляют некоторую инфантильность и сбрасывают ответственность, продолжая верить, что есть великая «Мама», которая появится в их жизни и все сделает. Почему мама? В сознании каждого и нас отложилось, что мама действительно обладала тайными знаниями – стоило ей сказать слово или поцеловать, и боль в коленке всегда уходила. Аналогично с матерью работал принцип – только я чего-то захочу, она сразу все сделает (здесь подразумевается материнская функция, когда мать по поведению, лицу, глазам, времени определяет, что хочет ее ребенок). Однако малыш воспринимает все несколько иначе – «Вау! Мама угадала, что мне пора кушать!». Многие люди не помнят ощущение, что мама всегда знает, что нужно делать, холодно или жарко ребенку. Как она узнавала все это? Не понятно! Вероятно, наши мысли передаются в космос, и поэтому она делает вот так. Итак, корни магического мышления скрываются в раннем детстве (от года, иногда даже с момента рождения). Это сильный контроль, который испытывает на себе малыш в период младенчества. Стоит ему только пошевелиться, как окружающий мир тепло отзывается в ответ – мама уже взяла на руки и кормит. Стоит заплакать – все сделали так, как он хотел. До 3-5 лет мир крутится вокруг ребенка, а затем потихоньку наступает период фрустрации – мне не купят все, что я хочу иметь; не каждую конфетку можно скушать; не всегда можно делать то, что хочется. Непосредственно магическое мышление закрепляется у ребенка в том случае, если его окружала гиперопека (малыш даже не успевает ничего сказать о своем желании, как материнская фигура уже его воплощает). Если же мать делала быстрее, чем у ребенка появлялось само желание, у него соответственно формировалось магическое мышление и отсутствие ответственности. Такие люди не совсем ясно понимают, чего именно они хотят, и даже в терапии их мысли звучат неясно и спутанно, а запрос зачастую сложно сформулировать. Эта проблема напрямую связана с детскими переживаниями, когда малыш еще не понял, что именно он хочет скушать, а его уже закормили настолько (овощи, фрукты, каши, борщи, супы и пр.), поставив на стол всевозможные блюда, что он соответственно не поймет своих желаний и не сможет сформулировать запрос («Я хочу именно вот это!»).
Еще один пример – «Я хочу, чтобы перестало быть больно!». Зачастую в этом случае человек постоянно «кружит» вокруг каких-то событий, переживаний и людей, но не может прямо сказать, что произошло и почему ему больно. Запрос нечеткий и нелогичный – «Я хочу, чтобы мне не говори так!». Психологически здоровый человек периодически может опираться на веру. Да и в целом, именно вера во что-то высшее и мистическое иногда помогает нам двигаться дальше. Но здесь важно не столько верить в кару и наказание, сколько в возможную помощь высших сил. Для чего человеку нужно магическое мышление? Так нам легче пережить тревогу, адаптироваться, справиться со стрессом. Чем более стрессовая ситуация, чем сильнее чувства (особенно горе), тем чаще человек начинает обращаться к Богу. Почему? Каждому из нас в определенный момент жизни нужно за что-то (хотя бы ментально) схватиться и держаться, знать, что мы не проваливаемся в бездну отчаяния и небытия. Чем отличается здоровая психика с магическим мышлением от пограничной и нездоровой? Человек со здоровой психикой понимает, что он несет ответственность за все происходящее в его жизни. Несомненно, он не смог бы предотвратить катастрофу или травму (хотя люди с невротическим типом все же начинают брать на себя вину – можно было и не появляться вот в том месте и в то время). Как можно знать заранее, что будет лучше? Иногда происходит то, что происходит, и здесь нужно четко понимать свою зону ответственности – что можно было проконтролировать и сделать? Только в таком случае можно планировать какое-то свое будущее. Итак, если я чего-то хочу, для начала нужно понять свои желания, сформулировать их, а затем запланировать и планомерно двигаться к их реализации. Это не означает, что здоровый человек не может нарисовать карту желаний или визуализировать, облепив картинками все стены в квартире. Человек, которому свойственно патологическое магическое мышление, на этом и остановится, а психически здоровый человек будет стремиться к пониманию, в каком направлении он движется, для него подобные методики – это дополнительная самоактуализация, помощь в реализации внутренних возможностей и потенциала (чтобы заставить себя подняться и мотивировать двигаться дальше). Движение – это самое важное для этого человека (визуализацию он мог и не сделать, но двигаться будет). Довольно часто у многих (в том числе и у здоровых людей) в особо тревожные периоды жизни может возникнуть впечатление, что их пугающие и страшные мысли действительно влияют на жизненные процессы (все, теперь это точно сбудется!). Однако стоит помнить, что это исключительно вопрос вашей тревоги – усиливаясь внутри сознания, она пугает, подпитывается внешними страхами. Страшная фантазия подобна лавине или снежному кому, однако не обязательно страхи оправдаются! Мысли нельзя сравнить с поступками, поставив на один уровень! Наоборот, только поступки приведут вас к желаемому результату. Речь идет только о том, к чему именно вы стремитесь. Вопрос здесь стоит немного иначе. То, что нас пугает, нас и притягивает – и мы пойдет туда, где что-то произойдет!
-
- Архитектор
- Сообщения: 7708
- Зарегистрирован: 06 май 2015, 14:10
- Откуда: Чехов, МО
- Благодарил (а): 677 раз
- Поблагодарили: 490 раз
Re: Магическое мышление
Интересная мысль и замечание отца психоанализа. Дело в том, что я встречал эту же мысль и в современной обёртке:СергейМизов писал(а): ↑12 дек 2020, 19:18У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.
— З. Фрейд. «Тотем и табу»
Желание при необходимом количестве энергии автоматически
доберётся до цели самым кратчайшим путём.
Сергей Эрдле "Философский бриллиант"каким образом сбываются желания_
второй способ:
- самый идеальный - но возможно не совсем
интересный, - это когда используется только собственная
накопленная энергия - плюс - чувство желания - то есть вы
сосредотачиваете своё сознание на самом чувстве желания к
определённому предмету.
- И всё - больше ни чего не надо делать - потому как - желание при
необходимом количестве энергии автоматически доберётся до цели
самым кратчайшим путём.
http://samlib.ru/e/erdle_s_a/fb66.shtml
-
- Сообщения: 4288
- Зарегистрирован: 17 май 2015, 23:27
- Откуда: Беларусь
- Благодарил (а): 168 раз
- Поблагодарили: 527 раз
Re: Магическое мышление
Здесь только один нюанс - очень не тривиальный вопрос чего же мы хотим на самом деле. Даже если рассматривать локально хотя бы тот же секс то там всё не так просто и тривиально. Большинство одурачены внушенной концепцией чего они хотят от секса (вдуть) и теряют то чего они в нём хотят на самом деле но даже не знают об этом и не пытаются это получить. И так во всём - люди на самом деле не знают себя и не знают чего хотят на самом деле и стремятся мимо своей настоящей цели.У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.
— З. Фрейд. «Тотем и табу»
Поэтому мой принцип - прежде чем что-то хотеть, сначала постараться понять чего же я действительно хочу. Чтобы получить именно это а не опять что-то не совсем то.
И когда углубляешься в этот поиск то всё оказывается очень и очень интересно. Совсем не так тривиально и уныло как казалось в начале.
Там в конце оказывается что получить можно ВСЁ (не ограничиваясь малыми частностями)