ЗАМЕТКИ
Исихаста мирянина
И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Лук 17:21)
Исиха́зм (от др.-греч. ἡσυχία, исихиа — «спокойствие, тишина, уединение») — христианское мистическое мировоззрение[1], древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма
В восточнохристианской традиции исихазмом называется разработанная система аскетической и монашеской практики, направленной на богопознание и обо́жение.
В данных заметках не дается мистическое богословие исихазма, а только практическая часть очищения (Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама)
• Мое знакомство с исихазмом произошло несколько лет назад. На глаза попались некоторые записи про исихазм. В них я увидел некоторую целительную силу и душевный отклик. И начал практиковать, как мог. Практика моя сводилась к повторению сначала вслух, потом просебя Исусовой молитвы. Я повторял «Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешнаго!». Может затем, когда благодатная почва подготовлена использоваться более древняя форма Исусовой молитвы: «Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя!»
• Эту молитву я как бы крутил по кругу в голове. А так как был в миру то естественно это делал не в слух, но на каждом удобном месте и времени. В то время я ещё не был знаком со старообрядчеством.
• Должен заметить, что эта дисциплина меня спасла от пагубной привычки. По праву можно назвать ее целительной.
• Однажды я увидел в небе двух дев словно ангелов, которые приглашали меня в Храм старообрядцев. Любопытства ради я поехал и нашел этот Храм. И меня приняли в общину по всем правилам.
• На какое то время я перестал практиковать непрестанную Исусову молитву – увлекся мирским – работой, детьми. Но наступили тяжелые времена и мне пришлось опять об этом вспомнить. И опять я по кругу в голове начал читать молитву. Она помогла мне собраться с духом.
• Насколько я понимаю я читал молитву по самому простому варианту (умную) но и это мне здорово помогло.
• Как человек подвижный и неусидчивый, современен я начал замечать как слова молитвы согласуются с моими шагами. В этом нет ничего примечательного, но в дальнейшем это помогло синхронизировать молитву с дыханием или как говорят «прилепить молитву к дыханию». На первых порах это было сложно, дыхание сбивалось. Но я взял простейший вариант. На вдохе «Господи Исусе Христе сыне божии», а на выдохе «помилуй мя грешного» (или помилуй мя!).
• В принципе можно читать как удобно но синхронизировав молитвы с дыханием.
• То же самое вы можете делать в движении на улице. В доме конечно должна быть обстановка тихая и благоприятная.
• Дыхание должно быть легким и спокойным.
• Со вздохом воздух с молитвой вводится в область сердца. Делаются попытки, так как оно закрыто. Но постепенно оттаивает и принимает ум. На выдохе молитва не выводится из сердца, а только выдыхается ноздрями воздух. Старайтесь вдыхать и выдыхать ноздрями тихо.
• Введение ума в сердце – значит вдыхание воздуха с молитвой в область, где расположено выбранное сердечное место.
• Если у вас больное сердце то, вдыхая вы ищите пристанище ума в другом месте, дабы не принести вред сердцу (например, область пупа как советуют св. отцы).
• На первых порах на вдохе молитва омывает сердечное место снизу, на выдохе сверху. Задержите дыхание, что бы проверить, как Исусова молитва вошла в сердечное место. Это требует более сильного сосредоточения.
• Сначала путь к сердцу закрыт и отвлечен, но при усердии-повторении введения ума в сердце через вдох он может быть расширен. Непрестанно молитва обычно читается в сосредоточении на левой стороне груди.
• Искать сердечное место для ума лучше стоя, вдыхаемым воздухом, первоначально сосредоточив взор на физическом сердце.
• Приняло ли сердце ум, толи это место? можно заметить, если задержать дыхание и прислушаться к нему. Вы должны слышать молитву в сердечном месте, а не в голове. Если место в теле откликается, то вы нашли сердечное место. Приучай задержкой дыхания, вниманием не выпускать ум из оттуда, потому что он в начале там скучает, но когда привыкнет, то напротив не любит гулять во вне.
• Когда ум в сердечном месте надо быть бдительным ведь и там он беспокоен и понуждать повторять глаголы молитвы.
• Бывают случаи что сердечное место не находится, тогда христианин должен читать молитву по кругу в голове, что так же благотворно для души, очищению образов и помыслов. Но пытаться удерживать внимание на области сердца.
• Когда ум утвердится в сердце молчанием, не надо его оставлять так, а пусть непрестанно молится Исусовой молитвой. Имя Господа разрывает и прогоняет помыслы.
• Так ум и сердце становятся единым. Практикуйте исихию на любом месте.
• Ум, утвержденный в сердце борется с внешними помыслами, которые возникают из вне.
• О фаворском свете ничего не могу сказать, есть проблески огня, но я видел это и ранее занимаясь мистикой, то же касаемо ангельских сущностей.
• Каждый христианин может достичь вершин Исусовой молитвы, не прибегая ни к какой другой «технике», кроме любви и послушания. Первостепенное значение здесь имеет внутреннее расположение. Исусова молитва дарует нам свободу от всего, кроме самого Исуса.
• И конечно восхождение зависит от милости Исуса и благодати Его.
• Практика исихазма сбывает ваши мечты!
Что дарует практика исихазма:
В Православии исихазм является ступенью к обо́жению, воссоединению через зрение божественной энергии всего человека, а не только души, с Божественным началом, с Богом — вечным покоем — как Перводвигателем и источником движения. Такого рода подвиги приводили в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством, зрением некоего небесного света, нездешнего, несотворённого, подобного свету, озарившему Спасителя Христа во время Его преображения на горе Фавор.
Простите Христа ради.
ИСИХАЗМ
-
- Сообщения: 15
- Зарегистрирован: 05 сен 2022, 08:01
- Благодарил (а): 11 раз
- Поблагодарили: 5 раз
Re: ИСИХАЗМ
Начинающим и не только рекомендую книгу с интересной судьбой «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», автор неизвестен. Рукописный вариант появился в 19в, затем книга несколько раз издавалась и в России, и за границей.
-
- Сообщения: 4288
- Зарегистрирован: 17 май 2015, 23:27
- Откуда: Беларусь
- Благодарил (а): 168 раз
- Поблагодарили: 527 раз
Re: ИСИХАЗМ
Принято считать что буддизм и христианство несовместимы. Я же вижу что эти направления вместе образуют стройную непротиворечивую систему.
-
- Сообщения: 4288
- Зарегистрирован: 17 май 2015, 23:27
- Откуда: Беларусь
- Благодарил (а): 168 раз
- Поблагодарили: 527 раз
Re: ИСИХАЗМ
Ну это общепринятая точка зрения. Однако у меня на всё есть своя. Когда я говорю и о буддизме и о христианстве то имею ввиду не общепринятые их трактовки а собственную же.