Простые правила музыки.

Новинки, Вкусы, Стили, Альбомы, Треки, создание музыки и всё, что с этим связано
Аватара пользователя
BDK
Сообщения: 3665
Зарегистрирован: 17 май 2015, 23:27
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 152 раза
Поблагодарили: 389 раз

Простые правила музыки.

Сообщение BDK »

Любая музыка подчиняется очень простым правилам музыкальной гармонии которые окончательно сформировались в европейской классической музыке где-то еще в 17-м веке и с тех пор ничего лучшего в музыке изобретено не было. Любая хорошая музыка любого времени и в любом стиле - хоть классика, хоть поп, хоть рок, панк, хэви метал или все виды и подвиды современных стилей - все без исключения подчиняются правилам музыкальной гармонии окончательно сформировавшимся еще в 17-м веке. И любая музыка которая не соответствует этим правилам звучит неблагозвучно, как ты ни старайся придумать что-то оригинальное.

Итак - какую бы музыку мы ни писали - если мы нарушаем правила музыкальной гармонии то получаем на выходе какашку. Здесь уже нет пространства для поиска и эксперимента. Этот вопрос закрыт.

Ну а в остальном - что касается игры с тембральной составляющей, ритмическими структурами - вот здесь обширное пространство для поисков и экспериментов.

Таким образом в музыке есть две части - одна из них полностью определена и никакого места для изобретения велосипедов там уже нет - её можно полностью автоматизировать и алгоритмизировать, избавив музыканта от ненужных трат времени для работы с этой составляющей музыки. И вторая часть - здесь полная свобода для творчества, где ни о какой окончательной автоматизации и алгоритмизации вести речь невозможно но стоит просто создавать бесчисленное многообразие инструментария для поиска новых и новых форм и красок.
Аватара пользователя
BDK
Сообщения: 3665
Зарегистрирован: 17 май 2015, 23:27
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 152 раза
Поблагодарили: 389 раз

Re: Простые правила музыки.

Сообщение BDK »

Итак я для себя определил выжимку из классической теории музыкальной гармонии.
1. Любая музыка это последовательность аккордов и ТОЛЬКО последовательность аккордов. Любые ноты и частоты не вписывающиеся в какой либо момент в аккорд - ломают музыкальную гармонию и рождают звук-какашку.
2. Аккорды, хотя и подчиняются очень простым правилам но на самом деле их может быть не так уж мало. Аккорд - это любая комбинация нот между которыми интервалы всего двух типов либо кратные им - малая или большая терция. Малая терция - это интервал в 3 полутона, большая терция - это интервал в 4 полутона. Всё. Любые другие интервалы не дают аккорд а дают звук-какашку. Нот в аккорде может быть теоретически любое количество но на практике более 8 дают уже звук ближе к какашке чем к гармонии. Но вот до 8 - это все интересные комбинации и таких комбинаций может быть немало. Менее 4-х нот - ну это простейшие трезвучия которые распространены в простой музыке типа самой массовой попсы - для тех у кого IQ 100%- но в плане звучания они не очень интересны если использовать только их. Но их можно вставлять в промежутки между более полнозвучными.
3. Мелодии - любая мелодия это прежде всего ноты которые звучат на фоне аккорда. Так вот в мелодии в любой момент времени могу быть только те ноты которые соответствуют аккорду который звучит в данный момент. Но здесь есть такое важное уточнение - на самом деле в аккорде не обязательно могут звучать все его ноты. Половину можно и нужно выкидывать - но они всё равно подразумеваются в неявной форме - мозг слушателя должен их угадать и распознать - что для него занимательная шарада придающая вкуса к музыке. Так вот мелодия должна состоять только из нот аккорда но ВСЕХ предполагаемых нот аккорда а не только тех которые явно звучат. Собственно мелодия и добавит те ноты которые были выкинуты из аккорда. Да и собственно говоря сам аккорд вообще можно не озвучивать ни в какой явной форме - он весь может озвучиваться только суммой нескольких звучащих мелодических партий.
Аватара пользователя
BDK
Сообщения: 3665
Зарегистрирован: 17 май 2015, 23:27
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 152 раза
Поблагодарили: 389 раз

Re: Простые правила музыки.

Сообщение BDK »

Итак чтобы сочинить любую музыку я разбил техпроцесс на этапы.
1. Всё начинается исключительно с создания аккордовой последовательности будущей композиции. Но на самом деле не совсем так прямолинейно. На самом деле я делаю так - играю левой рукой на клавишах одним пальцем басовую партию (басовая партия ВСЕГДА должна состоять из одной ноты. Аккорды в басах - дурной тон, нечто скорей ближе к какашке чем к музыке) и правой рукой мелодию на фоне басовой партии - это уже частично определяет будущие аккорды. Здесь всё исключительно на слух. Ошибиться в двух нотах на слух крайне сложно, ну если только медведь совсем уши не оттоптал. То есть каких-то других правил здесь не нужно - бас и мелодия сочиняются просто на слух.
2.Ну и затем уже когда басово-мелодическая линия будущей композиции полностью сочинена я дополняю аккорды остальными нотами - на этом этапе нам нужно получить полные аккорды и собственно записать их последовательность как они будут идти на протяжении всей нашей будущей композиции. Аккорды формируются на слух а так же с использованием правил аккордов которые описаны в первом посте.
3. Затем на фоне этой аккордовой линии я сочиняю дополнительные мелодические партии - любым инструментом, на этом этапе тембры еще не имеют никакого значения - мы получаем просто звучащие аккорды и мелодии на их фоне. Можно даже всё это играть одним инструментом.
4.Ну и когда наконец собственно вся эта гармоническая часть полностью сформирована - только после этого я перехожу к экспериментам с ритмическими партиями, разными тембрами и инструментами эффектами и прочим прочим. Но строгое правило - на протяжении всех этих экспериментов уже нельзя отклоняться от аккордовой линии сформированной изначально. Можно еще придумывать новые мелодии но они должны быть уже в рамках изначально положенной аккордовой линии и не иначе.

И да важное уточнение - аккордовая линия которую я сформировал в самом начале - я её полностью выключаю - она не попадает в окончательный трек. Она нужна только в начале когда мы её собственно сочиняем. Дальше - мы её выключаем и нам нужно только знать какие ноты допустимы или не допустимы в каждый момент партии - мы будем подсматривать в эту партию. Но включать её в явном виде как правило - это слишком просто, примитивно и не интересно. То есть далее экспериментируя уже с партиями различных инструментов мы воспроизведем наши аккорды в виде переливающейся и сложной структуры в этих партиях, но включать аккорды как постоянный монотонный фон сыгранный неким одним инструментом - устаревший и не интересный подход.
Аватара пользователя
BDK
Сообщения: 3665
Зарегистрирован: 17 май 2015, 23:27
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 152 раза
Поблагодарили: 389 раз

Re: Простые правила музыки.

Сообщение BDK »

Про интервалы - как я сказал выше любой аккорд это серия нот расставленных с интервалами между ними в 3 или 4 полутона. Однако если таких нот более чем 4 то мы выйдем за пределы октавы. И окажется так что в следующей октаве мы получим ноты, котрые если их обратить в эту октаву - находятся в других интервалах по отношению к соседним нотам - это не ошибка, это хорошо и правильно и именно такие аккорды я люблю. Ну то есть правило построения аккордов на самом деле не запрещает и другие интервалы между нотами но важно чтобы эти другие интервалы получались именно как следствие обращения нот аккорда которые сначала сформированы как расставленые по интервалам в 3 или 4 полутона. Почему так - ну наверное здесь можно найти какую-то математику и т.п. Но на практике это так просто потому что так есть - любые созвучия построенные по такому правилу звучат благозвучно и являются аккордами. Я пробовал - абсолютно любые. То есть если мы строим созвучия по таким правилам мы всегда получим гарантированно только благозвучные созвучия. Я думаю на самом деле эти правила никто математически не выводил - они были найдены людьми чисто эмпирически эволюционно - в процессе развития музыки на протяжении столетий. И на самом деле никто точно не знает почему эти правила работают, но просто уже с 17 века точно известно что они работают.

Аккорды построенные по таким правилам являются гарантированно благозвучными однако это еще ничего не говорит подходят они нам или нет в нашей композиции - все они имеют очень разную уникальную окраску, и какой именно аккорд поставить в каком месте композиции - это мы определяем уже исключительно на собственный вкус. Вернее не совсем так - еще существуют определенные правила какие аккорды могут стоять рядом - не любая последовательность из благозвучных аккордов самих по себе является благозвучной. Эти правила тоже можно рассмотреть но лично я обычно такими вещами не заморачиваюсь а полагаюсь просто на слух - какая последовательность аккордов красиво звучит то и есть искомое.